Наш аккаунт facebook Наш аккаунт telegram Наш аккаунт vkontakt Наш аккаунт instagram Наш аккаунт на Youtube

Интеллектуальная собственность — как посеешь, так и пожнешь!

Модернизация, управление качеством наукоемкого высокотехнологичного производства и повышение эффективности использования интеллектуальной собственности — существенные условия совершенствования инновационной экономики России. В стране началась стандартизация правил производственной интеллектуальной деятельности. Стандартом СТО.9002-09 серии «Интеллектуальная собственность и инновации» рекомендован порядок оформления служебной интеллектуальной собственности, учета и производственного использования нематериальных активов; унифицирован пакет надлежаще оформленных документов, подтверждающих наличие интеллектуальной собственности и прав на ее использование. Целью монографии является анализ рисков и рекомендации предприятиям и предпринимателям по совершенствованию организации производственной интеллектуальной деятельности. Автор комментирует отдельные положения СТО.9002-09 и правила Системы менеджмента качества РНТД (результатов научно-технической деятельности), представленной в публикации «Инструмент старый — заточен по-новому».

© 2010 Фокин Геннадий Васильевич
8 (495) 972-1169 или 972-1941, wtos@wtos.ru

Интеллектуальная собственность — как посеешь, так и пожнешь!

Исключительное право на интеллектуальную собственность является частью имущественного комплекса предприятий и совершенствование производственной интеллектуальной деятельности, управление рисками правообладателя — одна из основных задач Системы менеджмента качества РНТД (результатов научно-технической деятельности), организованной и функционирующей по стандарту СТО.9001-08 [1].

Как отмечалось в монографии «Инструмент старый — заточен по-новому» [2], для отечественного бизнеса характерна ситуация, когда предприятия декларируют, и даже фактически имеют, но не могут документально подтвердить наличие интеллектуальной собственности и своего исключительного права на ее использование в виде программного обеспечения, баз данных, научных произведений, ноу-хау.

Исключительное право на интеллектуальную собственность — суть нематериальных активов, однако для предприятий они продолжают оставаться проблемными. Например, основой софтверного бизнеса является коммерциализация интеллектуальных прав, но продавцы, бухгалтеры и юристы во главе с директорами предприятий не могут объяснить, чем торгуют — нематериальных активов нет или они, как и лицензионные договоры, оформлены неправильно. Как следствие — когда «въедливый» покупатель или налоговый инспектор задает вопросы о надлежаще оформленных документах, подтверждающих наличие интеллектуальной собственности и прав на ее использование, то предприятию грозят иски контрагентов и штрафные санкции по налоговым нарушениям.

Что это за документы, сколько их, где их брать, как их оформлять и использовать?! Неужели мало патентов, свидетельств о регистрации программ для ЭВМ (программных комплексов), баз данных и агентских договоров? — увы, к программам для ЭВМ и базам данных не применимы патенты, свидетельства об их регистрации не являются правоустанавливающими документами и подтверждениями соответствия [3], а лицензионные соглашения, как правило, не подкреплены подтверждениями соответствия.

Надлежаще оформленная документация должна сопровождать весь жизненный цикл [4] интеллектуальной собственности. Например, стандартом СТО.9002-09 «Интеллектуальная собственность и инновации. Организация производственной интеллектуальной деятельности, оформление интеллектуальной собственности, учет и производственное использование нематериальных активов. Рекомендации» [5] унифицировано более тридцати видов документации для хозяйствующих субъектов, создающих и использующих интеллектуальную собственность. И все начинается с локального нормативного акта по организации производственной интеллектуальной деятельности.

<Почему именно локальный нормативный акт? — он распространяется на трудовые отношения, а согласно статье 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора-работника. Это право может быть передано другому лицу по договору и перейти к работодателю по основаниям статьи 1295 ГК РФ, но не следует путать принадлежность и процедуру перехода исключительного права на интеллектуальную собственность — это основная задача организации производственной интеллектуальной деятельности, под которой понимается плановая созидательная умственная деятельность работников с целью или имеющая своим результатом создание интеллектуальной собственности и наукоемких, высокотехнологичных продуктов — определение по стандарту СТО.9001-08 [1] серии «Интеллектуальная собственность и инновации».

Регламентацию правил организации производственной интеллектуальной деятельности можно сравнить с процессом стандартизации [6]. Чтобы по этим правилам было возможно и удобно работать, необходимо учитывать мнения бухгалтеров, технологов, экономистов и специалистов по трудовому праву, техническому регулированию, управлению интеллектуальной собственностью и рисками правообладателя. К сожалению, не всякого юриста можно назвать таким специалистом, а подавляющее число специалистов являются узкоспециализированными, поэтому без «поводыря» иногда просто не обойтись.

На организацию производственной интеллектуальной деятельности также оказывает влияние лицензионная политика правообладателя. Но, если локальный нормативный акт по организации производственной интеллектуальной деятельности является достаточно стабильным «техническим регламентом» [7] предприятия, то лицензионная политика корректируется в зависимости от хозяйственного использования интеллектуальной собственности и рисков правообладателя по коммерциализации интеллектуальных прав.

Локальные нормативные акты утверждаются директорами предприятий, организаций и их объединений, поэтому целесообразно их оформлять соответствующими распоряжениями. В настоящее время такие распоряжения, как правило, оформляются в «пожарном порядке», «задним числом» и с помощью приглашенных специалистов, поэтому, помогая правообладателям, приходится «чистить Авгиевы конюшни» — это довольно сложная и ресурсоемкая практика.

Возникают закономерные вопросы:

  • Зачем приглашать подрядчиков для подготовки локального нормативного акта по организации производственной интеллектуальной деятельности, если работники уже не первый год получают заработную плату именно за эту работу?
  • Почему нельзя использовать «типовой шаблон» локального нормативного акта по организации производственной интеллектуальной деятельности, взятый у соседа?

Ответы банальные. Как невозможно повторно войти в ту же реку, так и невозможно использовать «типовые шаблоны» — каждый раз приходится решать задачи со многими неизвестными и на различную перспективу. На а задачи и порядок работы работников регулируются системами менеджмента качества — сертификаты соответствия стандартам ИСО серии 9000 [8] имеются у многих предприятий, организаций и их объединений, но, как и прежде — «скупой платит дважды».

Вместе с тем, есть обязательные вопросы, на которые следует обращать внимание при подготовке локальных нормативных актов по организации производственной интеллектуальной деятельности — начиная подготовку такого документа, необходимо руководствоваться организационно-правовой формой предприятия, предметом и задачами предпринимательской деятельности, целесообразностью введения тех или иных правил.

Локальный нормативный акт по организации производственной интеллектуальной деятельности должен отражать ее цель, задачи и процедуры. Каждый правообладатель имеет свою цель и задачи производственной интеллектуальной деятельности — их надо увязать с уставной деятельностью предприятий и конкретизировать. Например, для софтверных компаний основной целью производственной интеллектуальной деятельности можно считать создание и эффективное использование нематериальных активов в составе имущественного комплекса предприятий (надо же как-то аргументировать применение льгот по НДС), а задачи организации производственной интеллектуальной деятельности следует определять исходя из ее основной цели.

В общем случае в качестве цели и задач организации производственной интеллектуальной деятельности можно рассматривать повышение эффективности создания, использования интеллектуальной собственности и порядок управления рисками правообладателя.

Локальным нормативным актом по организации производственной интеллектуальной деятельности назначаются должностные лица, ответственные за организацию и контроль качества необходимых работ, за правильное оформление и производственное использование служебной интеллектуальной собственности, за хранение документации на объекты нематериальных активов. С отдельными должностными лицами заключается договор о полной материальной ответственности за сохранность нематериальных активов.

Назначенные работодателем должностные лица должны:

  • обеспечивать ознакомление под роспись:
    • должностных лиц — с локальными нормативными актами по созданию, оформлению, использованию интеллектуальной собственности;
    • работников — со служебными заданиями на осуществление производственной интеллектуальной деятельности;
  • обеспечивать взаимодействие специалистов в целях совершенствования организации производственной интеллектуальной деятельности, управления интеллектуальной собственностью и рисками правообладателя;
  • организовывать с привлечением специалистов выявление и подтверждение соответствия (наличия) интеллектуальной собственности в служебных результатах интеллектуальной деятельности, патентование технических, художественно-конструкторских решений и оформление ноу-хау (секретов производства), государственную регистрацию договоров об отчуждении исключительного права на интеллектуальную собственность, при необходимости — оценку стоимости имущественных интеллектуальных прав и страхование рисков правообладателя.

Главный бухгалтер предприятия должен организовать учет затрат, связанных с созданием и подтверждением соответствия (наличия) интеллектуальной собственности, а также учет имущественных прав на интеллектуальную собственность согласно ПБУ 14/2007 и НК РФ на основе: первичных учетных документов; патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы; свидетельств о государственной регистрации средств индивидуализации; подтверждений соответствия [3] на интеллектуальную собственность в форме ноу-хау (секретов производства) и произведений, включая программы для ЭВМ, программные комплексы и базы данных.

С учетом требований ПБУ 14/2007 надлежаще оформленными документами для подтверждения наличия интеллектуальной собственности и прав на нее следует считать:

  • патент — для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов;
  • свидетельство о регистрации — для средств индивидуализации;
  • сертификат соответствия объектов и подтверждений интеллектуальной собственности с приложением отчета об оценке соответствия РИД — для ноу-хау, программ для ЭВМ, программных комплексов, баз данных и других произведений;
  • паспорт объекта интеллектуальной собственности — для модификаций программ для ЭВМ, программных комплексов, баз данных и производных произведений;
  • договор отчуждения исключительного права на интеллектуальную собственность;
  • лицензионный договор о способах использовании интеллектуальной собственности для контроля легальности ее использования и учета на забалансовых счетах.

Локальным нормативным актом по организации производственной интеллектуальной деятельности определяется состав стандартов предприятия и последующих локальных нормативных актов, необходимых для: создания и подтверждения соответствия (наличия) служебной интеллектуальной собственности; учета затрат на создание, подтверждение и отчуждение интеллектуальной собственности; учета и инвентаризации имущественных интеллектуальных прав в составе нематериальных активов; производственного использования интеллектуальной собственности и коммерциализации интеллектуальных прав. Определяется должностное лицо, ответственное за подготовку проектов и порядок согласования таких стандартов предприятия и локальных нормативных актов.

Создание служебной интеллектуальной собственности должно осуществляться с письменным оформлением: задач и правил интеллектуальной деятельности в трудовых договорах; служебных заданий работникам на интеллектуальную деятельность и оформление ее результатов; отчетов о результатах и спецификаций результатов интеллектуальной деятельности [9]; передачи работодателю оригиналов объектов интеллектуальной собственности в объективной форме существования.

Ответственными лицами за правильное оформление служебных результатов интеллектуальной деятельности, как правило, являются руководители проектов. Они должны быть подконтрольны должностному лицу, ответственному за организацию и контроль качества производственной интеллектуальной деятельности, обязаны исполнять его указания по оформлению служебных результатов интеллектуальной деятельности.

Локальным нормативным актом по организации производственной интеллектуальной деятельности определяется необходимость ее оценки соответствия [10], целесообразность сертификации [11] и порядок привлечения специалистов в предметной области. Организация производственной интеллектуальной деятельности является главным направлением функционирования систем менеджмента качества высокотехнологичного наукоемкого производства, поэтому локальный нормативный акт по организации производственной интеллектуальной деятельности должен предусматривать управление качеством и контроль исполнителей по направлениям:

  1. Разработка и актуализация локальных нормативных актов по организации производственной интеллектуальной деятельности, оформлению интеллектуальной собственности, учету, включая учет имущественных прав в составе нематериальных активов, и использованию интеллектуальной собственности.
  2. Анализ и актуализация трудовых договоров по вопросам организации производственной интеллектуальной деятельности, оформления ее результатов и спецификаций РИД [9], передачи работодателю интеллектуальной собственности в объективной форме существования, прав патентования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, отчуждения (передачи) работодателю исключительных прав на интеллектуальную собственность, вознаграждений, использования интеллектуальной собственности и отчетности о ее использовании.
  3. Контроль соответствия договоров предприятия требованиям Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ по вопросам гражданского оборота интеллектуальной собственности и интеллектуальных прав, учета нематериальных активов, начисления и уплаты налогов (НДС, прибыль, НДФЛ и прочие налоги и сборы). Своевременное внесение в договоры необходимых изменений и дополнений.
  4. Разработка на основе лицензионной политики правообладателя и актуализация типовых договоров: выполнения НИОКР и технологических работ; подряда; возмездного оказаний услуг; аутсорсинга; купли-продажи экземпляров произведений; авторского заказа; передачи прав на патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; отчуждения исключительных прав на интеллектуальную собственность; лицензионных договоров о способах использования интеллектуальной собственности.
  5. Формирование рабочих групп специалистов и оформление им служебных заданий в соответствии с задачами производственной интеллектуальной деятельности и использования интеллектуальной собственности. Определение и постановка задач, осуществление производственной интеллектуальной деятельности и контроль исполнения поставленных задач.
  6. Оформление, оценка соответствия [10] и сертификация [11] результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности. Патентование технических и художественно-конструкторских решений в результатах интеллектуальной деятельности. Паспортизация объектов интеллектуальной собственности с описанием их модификации, адаптации в период жизненного цикла и оформление ноу-хау (секретов производства). Учет нематериальных активов. Начисление и выплата авторского вознаграждения и вознаграждения за передачу прав патентования технических, художественно-конструкторских решений.
  7. Производственное использование интеллектуальной собственности и коммерциализация имущественных интеллектуальных прав. Создание и использование производной интеллектуальной собственности, включая ее модификацию, адаптацию и государственные заказы. Отчетность должностных лиц и специалистов, налоговая, бухгалтерская отчетность и статистическая отчетность об использовании интеллектуальной собственности по Приказам ФСГС.
  8. Стандартизация правил организации производственной интеллектуальной деятельности и требований к продуктам на основе использования служебной использования интеллектуальной собственности. Декларирование соответствия по ФЗ «О техническом регулировании» и сертификация соответствия требованиям национальных стандартов РФ, стандартов предприятий и условиям договоров.

При подготовке локального нормативного акта по организации производственной интеллектуальной деятельности особое внимание следует обращать на: обеспечение доказательств для оценки, страхования, налогообложения, суда и отчетности; обеспечение социального партнерства работников и работодателя; оформление и актуализацию паспортов интеллектуальной собственности (нематериальных активов); оформление спецификаций РИД [9], служебной интеллектуальной собственности и повышение эффективности ее использования; подтверждение наличия и соответствия интеллектуальной собственности в результатах научно-технической деятельности по государственным контрактам; совершенствование, унификацию и оптимизацию используемой документации; сохранность и актуализацию документации по нематериальным активам; сохранность результатов интеллектуальной деятельности в объективной форме; стандартизацию правил производственной интеллектуальной деятельности; формирование и оформление ноу-хау (секретов производства); целевое использование и эффективность интеллектуальной собственности; и т.д.

Согласование авторского вознаграждения и вознаграждения за передачу прав патентования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, вознаграждения за отчуждение (переход) исключительного права на интеллектуальную собственность и лицензионных платежей за ее использование необходимо осуществлять на основе требований подзаконных правовых нормативных актов.

Использование локального нормативного акта по организации производственной интеллектуальной деятельности целесообразно организовать в режиме ноу-хау — предприятие получает существенный «довесок» к своему имущественному комплексу и не позволяет растаскивать секреты своего производства (головная боль бизнеса).

Организация производственной интеллектуальной деятельности по стандартизованным алгоритмам позволяет: экономить ресурсы и фонд оплаты труда; объективно подтвердить интеллектуальную собственность; оптимизировать нематериальные активы и обосновать применение льгот по НДС; объективно оценивать рыночную стоимость интеллектуальных прав и страховать риски правообладателей; повышает заинтересованность работников в РНТД и привлекательность инвестиций в инновации.

Если подготовку локального нормативного акта по организации производственной интеллектуальной деятельности осуществляют привлеченные специалисты, то работы целесообразно организовать по следующему алгоритму:

  • ДИАГНОСТИКА: согласование приоритетов, исполнителей и необходимой документации для эффективной организации производственной интеллектуальной деятельности, подтверждения и повышения эффективности использования интеллектуальной собственности, управления рисками правообладателя.
  • ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТАЦИИ: локальный нормативный акт по организации производственной интеллектуальной деятельности с целесообразными приложениями в виде методик учета затрат на создание, подтверждение, отчуждение интеллектуальной собственности и отчуждение прав патентования.
  • РЕКОМЕНДАЦИИ: организация и оптимизация управления рисками правообладателя; применение льгот по НДС; стандарты предприятия и локальные нормативные акты для создания, подтверждения, повышения эффективности использования интеллектуальной собственности; патентование технических, художественно-конструкторских решений и капитализация предприятия; оформление и подтверждение ноу-хау; оценка стоимости имущественных интеллектуальных прав и возможности страхования рисков правообладателя.

Как уже упоминалось выше, иногда может помочь «поводырь», которым может стать ассоциированная Система менеджмента качества РНТД, описанная в публикации «Инструмент старый — заточен по-новому» [2]. Однако «главным по тарелочкам» все равно придется назначать своего работника, поэтому предварительно целесообразно его обучить основам организации производственной интеллектуальной деятельности и управления интеллектуальной собственностью в системе менеджмента качества предприятия. Такие учебные программы реализуются с участием преподавателей московских ВУЗов. Они рассчитаны на коммерческих и финансовых директоров, менеджеров по качеству и инновациям, экономистов, бухгалтеров, технологов… и их можно получить, например, через издательство или исполком фонда «ФИНАС» [12].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

[1] — Стандарт серии «Интеллектуальная собственность и инновации»; утвержден и применяется в соответствии с ГК РФ и ФЗ «О техническом регулировании»; является интеллектуальной собственностью — исключительное право принадлежит фонду "ФИНАС".
[2] — Опубликована изданием "Популярные нанотехнологии" и фондом "ФИНАС".
[3] — Документальное удостоверение соответствия требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ФЗ «О техническом регулировании»).
[4] — Период времени от создания (подтверждения соответствия) до завершения действия интеллектуальных прав на интеллектуальную собственность. Включает хозяйственное использование интеллектуальной собственности и коммерциализацию имущественных интеллектуальных прав.
[5] — Стандарт серии «Интеллектуальная собственность и инновации»; утвержден и применяется в соответствии с ГК РФ и ФЗ «О техническом регулировании»; частично опубликован на сайте "ФИНАС"; является интеллектуальной собственностью — исключительное право принадлежит ООО «РИСКФИН».
[6] — Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства, обращения и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ФЗ «О техническом регулировании»).
[7] — Документ, который принят федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (ФЗ «О техническом регулировании»).
[8] — Стандарты серии 9000 международной организации по стандартизации ИСО.
[9] — Унифицированный стандартом СТО.9002-09 документ с описанием интеллектуальной деятельности, ее результатов и использованных ресурсов (затрат) на создание результатов интеллектуальной деятельности. Используется для оценки соответствия, сертификации, паспортизации интеллектуальной собственности.
[10] — Прямое или косвенное определение соблюдения предъявляемых требований (ФЗ «О техническом регулировании»).
[11] — Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ФЗ «О техническом регулировании»). Для результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности, интеллектуальной собственности и нематериальных активов осуществляется по правилам системы сертификации СДС ОИС. Орган по сертификации — Фонд "ФИНАС".
[12] — «Фонд ассоциированного финансирования прикладных проблем метрологии, стандартизации, аудита и сертификации "ФИНАС" (некоммерческая организация) создан в 1997 году коммерческими предприятиями для профессиональной организации метрологического обеспечения, стандартизации, аудита, оценки соответствия и сертификации.

Фондом организованы технические комитеты по стандартизации:
ТК325 «Аналитический контроль», ТК366 «Метрологическое обеспечение банковских операций», ТК399 «Финансы, производство, услуги — планирование и технологии управления» и ТК «Интеллектуальная собственность и инновации» Системы менеджмента качества РНТД, организованной по СТО.9001-08.

Фондом разработаны стандарты:
ГОСТ Р 50702-95 (регистрационный номер для идентификации ценных бумаг), ГОСТ Р 50809-95 (метрологическое обеспечение идентификационных карточек для финансовых расчетов), ГОСТ Р 8.561-95 (метрологическое обеспечение банковских технологий), МИ 2328-95 (объекты метрологического контроля надзора в сфере банковских операций), СТО.9001-08 (система менеджмента качества РНТД) и СТО.9002-09 (организация производственной интеллектуальной деятельности, оформление ее результатов, учет нематериальных активов и производственное использование интеллектуальной собственности).

Фондом созданы и обеспечивается функционирование:
системы сертификации ССБТ МЕКАС (банковские технологии, государственный регистрационный № РОСС RU.0001.04БТ00); системы сертификации СДС ОИС (интеллектуальная собственность, государственный регистрационный № РОСС RU.Ж157.04АД00); и Третейского суда СДС ОИС, организованного по требованиям Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» под юрисдикцией Арбитражного суда Москвы.

Вернуться к списку